Концессионные облигации — инфраструктурные ценные бумаги, выпускаемые стороной концессионного соглашения для привлечения финансирования на реализацию концессионного соглашения.
На российском рынке существует два механизма выпуска концессионных облигаций:
• финансирование, привлекаемое специальными проектными компаниями — концессионерами;
• финансирование, привлекаемое напрямую государственным заказчиком.
Особенности:
• удобный и эффективный инструмент привлечения финансирования в ГЧП-проекты;
• привлечение финансирования под конкретный проект;
• одной из сторон концессионного соглашения всегда выступает государство;
• эмитентом выступает проектная компания (
SPV), с которой заключено концессионное соглашение;
• платежи держателям облигаций осуществляются из прибыли, сгенерированной проектом;
• концессионная сущность закреплена в проспекте эмиссии;
• концессионные облигации включаются в первый и второй уровни котировального списка Московской биржи, а некоторые выпуски попадают в ломбардный список Центрального банка;
• существующие на российском рынке схемы финансирования проектов схожи: каскадное финансирование с использованием облигационных траншей дает возможность поэтапно привлечь все необходимые средства в полном объеме на длительный срок без излишних долговых обязательств;
• длительность размещения выпусков концессионных облигаций составляет примерно половину срока концессионного соглашения. На российском рынке, в среднем, срок обращения таких бумаг составляет от 10 до 49 лет, объемы эмиссий — 1,1–8,5 млрд рублей. Облигации для реализации проектов в сфере транспорта размещаются на более длительный срок (в среднем 15–20 лет), для нетранспортных проектов бумаги обычно выпускаются на срок 10–15 лет;
• ставка купона комбинированная: на первый купон — фиксированная, а на последующие — плавающая.
• обычно ставка первого купона нового выпуска определяет верхнюю границу ставки купона в каждом из периодов и назначается выше рыночной доходности (с премией инвестору). Средняя ставка купона варьируется от 4 до 11% годовых;
• в дальнейшем ставка купона привязывается к инфляции, темпу роста ВВП, ключевой ставке Центрального банка и т. п. Реальный доход инвестора составляет 2–4% годовых;
• все концессионные облигации купонные, выплаты держателям осуществляются чаще всего на ежегодной основе;
• по всем концессионным бумагам в обращении выплачивается купонный доход — чаще всего годовой.
• главные покупатели концессионных облигаций: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и банки.
Преимущества для инвестора:
• выпуск облигаций под конкретный проект дает возможность заранее оценить целесообразность инвестиций;
• высокая защищенность и стабильность денежного потока, обеспеченные государственной гарантией, а также закрепленной в концессионном соглашении гарантией погашения основной суммы долга и начисленных процентов в случае расторжения соглашения;
• возвратность: погашение облигационного займа осуществляется за счет выручки от деятельности по концессионному соглашению;
• права держателей облигаций имеют приоритет над правами акционеров консорциума при погашении займа;
• наличие специальных концессионных событий, дающих держателю право на досрочное погашение бумаг и получение накопленного купонного дохода (например, досрочное прекращение концессионного соглашения, изменение его условий и др.);
• доходность по концессионным облигациям превышает доходность по
ОФЗ-н минимум на 1–2 п. п.
Преимущества для эмитента:
• привлечение средств на длительный срок при невысокой в сравнении с банковским кредитом стоимости обслуживания долга;
• концессионные облигации, попадающие в ломбардный список, обеспечивают доступ к ликвидности Центрального банка в короткий срок, что особенно привлекательно для банков, испытывающих потребность в быстром привлечении денежных средств.
Недостатки:
• «связанность» финансирования, присущая российскому рынку концессионных облигаций: эмитенты и покупатели облигаций договариваются об условиях заранее, из-за чего «премия» инвестора может отличаться от рыночной. Это делает ее величину нерепрезентативной для будущих эмитентов, создавая трудности привлечения облигационного финансирования на выгодных им условиях.
• дефицит проектов под такой тип финансирования, поскольку традиционно в качестве типа финансирования предусматривается кредитование, что изначально ограничивает возможности иного способа привлечения средств.