- Новости
- Research Hub
- Облигации +2
- Акции
- Кредиты
- ETF & Funds
- Деривативы
- Календарь
- Индексы +1
- Инструментарий +1
- API
В базе Cbonds содержатся различные индикаторы, позволяющие проанализировать размещения акций на российском фондовом рынке. С полным списком можно ознакомиться по ссылке.
С английского языка дословно переводится как первичное публичное размещение акций.
Это процесс, когда компания впервые предлагает широкому кругу инвесторов свои акции и размещает их на фондовой бирже. До IPO компания также имеет свои акции, но они находятся в закрытом доступе и распределены среди ограниченного круга лиц.
После размещения акций они становятся публичными и получают листинг на бирже, а это значит, что у неё появляется международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN) и краткое название (Тикер).
Так, в начале 2024 года было проведено IPO компании Диасофт и при листинге она получила тикер DIAS и ISIN RU000A107ER5.
Есть ряд причин, которые могут преследовать компании при размещении своих акций на бирже:
1. Привлечение капитала. В процессе IPO компания получает деньги, которые может направить на своё развитие: пополнение оборотного капитала, снижение долговой нагрузки, разработка нового продукта и так далее;
2. Увеличение прозрачности. Выход компании на публичный рынок обязывает её соответствовать широкому перечню требований: раскрывать полную информацию о своей деятельности, публиковать отчётности, иметь дивидендную политику и так далее. Всё это повышает привлекательность компании в глазах инвесторов так как они могут полноценно изучить компанию и принять взвешенное решение о вложениях в неё;
3. Оценка стоимости компании. Чаще всего, до IPO известно лишь количество акций и их номинальная стоимость, а текущая стоимость неизвестна. Перед размещением компания проводит аудит всей своей деятельности, чтобы узнать свою рыночную стоимость;
4. Мотивация сотрудников. Если компания знает свою рыночную стоимость, то это может служить мотивацией для менеджмента, который за свою успешную работу могут получать премии в виде акций или же опционы на их покупку. Не редко встречаются случаи, когда компания выдаёт вознаграждение своими акциями не только топ-менеджменту, но и рядовым сотрудникам;
5. Если имеется информация о стоимости компании, то таким образом легче проводить сделки слияния и поглощения, а также банки более охотно дают кредиты под залог акций, которые торгуются на фондовой бирже, чем под акции, которые находятся на внебиржевом рынке.
1. Предварительный этап. Эмитент проводит оценку своего финансово-хозяйственного положения. Данный этап является самым длительным и может длиться до нескольких лет;
2. Подготовительный этап. Компания выбирает андеррайтера (юридическое лицо, которое будет осуществлять всю работу по подготовке компании к IPO), подготавливает проспект эмиссии в котором будут изложены все параметры размещаемых бумаг и меморандум с данными для инвесторов, чтобы последние могли принять решение по вложению денег в компанию.
3. Основной этап. Идёт привлечение инвесторов. Андеррайтер проводит роуд-шоу для институциональных инвесторов, чтобы убедить их в привлекательности компании и вложении в неё денег.
4. Финальный этап. Листинг акций на бирже и начало торгов.
SPO- это вторичное публичное размещение акций. Его может провести только компания, акции которой уже торгуются на фондовом рынке.
В процессе SPO мажоритарные акционеры размещают часть своего пакета на бирже, тем самым увеличивая размер акций, находящихся в свободном обращении.
В процессе проведения как IPO, так и SPO компания может пойти двумя путями:
1. Размещать на бирже свои собственные акции и тем самым уменьшая долю мажоритарного акционера в компании;
2. Проводить дополнительное размещение акций, чтобы количество акций в портфеле мажоритарного акционера не изменялось.
На данный момент в России чаще других выходят на IPO компании из отрасли ИТ сервисы и программное обеспечение: Группа Аренадата, ПАО ИВА, Группа Астра, Диасофт, Софтлайн.
Однако, нет сильного доминирования данной отрасли на рынке IPO/SPO в России. Так, первичное размещение акций проводили компании из таких отраслей как:
Производство лекарств и биотехнологии (ПАО Промомед, Озон Фармацевтика), Электроэнергетика (ТГК-14), Ритейл (ВИ.ру), Банки (МТС-Банк, Совкомбанк, РосДорбанк), Микрофинансирование (МГКЛ, Займер) и так далее.