Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ИНВЕСТОРОВ
  • Полное покрытие мировых рынков облигаций и акций
  • Свыше 20 000 индексов по рынкам акций, облигаций, товарному рынку и макроэкономике
  • Рейтинги всех глобальных и страновых рейтинговых агентств
  • Отчетность эмитентов по МСФО и локальным стандартам
  • Высокая скорость работы, интуитивный интерфейс, отличные графические возможности
  • Доступ через сайт, мобильное приложение, надстройку для MS Excel
  • Надежные источники данных
  • Расширенные возможности поиска и отслеживания динамики финансовых инструментов

Верховная Рада приняла закон об антикризисных мерах в стране - эксперт

4 ноября 2008 "CbondS"
В канун Дня Всех Святых восставшая из «мертвых» Верховная Рада приняла закон об антикризисных мерах в стране.

Учитывая настигнувший Украину глобальный финансовый кризис, Президент Виктор Ющенко приостановил свое решение о роспуске Парламенте и вернул Раде жизнь с тем, чтоб они могли принять пакет антикризисных мер. Антикризисное законодательство является одним из требований МВФ для получения обещанного кредита в 16,5 млрд долл США, необходимого для стабилизации банковской системы и укрепления курса национальной валюты.

Еще на прошлой неделе Президентский законопроект был принят Парламентом в первом чтении, а в пятницу 31 октября Верховная Рада приняла закон об антикризисных мерах 243 голосами (при необходимых 226).

После исследования принятого закона мы пришли к выводу, что антикризисные меры принятые парламентом являются исключительно номинальным удовлетворением требований МВФ и не предотвратят экономический кризис в стране.

Принятый закон предусматривает создание стабилизационного фонда, который будет наполняться от поступлений от приватизации свыше запланированного уровня в 2008 и всех приватизационных поступлений в 2009 году, а также целевого размещения государственных ценных бумаг для поддержки банков и предприятий.

Средства стабфонда решено использовать для предоставления кредитов для погашения, рефинансирования кредитов, полученных банками и предприятиями у иностранных кредиторов до 15 сентября, на кредитование или совместное финансирование инфраструктурных, инвестиционных и инновационных проектов общегосударственного значения на срок до 10 лет, на удешевление кредитования проектов, влияющих на повышение занятости населения. Средства фонда также предусмотрено выделять на предоставление кредитов на завершение строительства жилья, осуществляемого с привлечением ипотечных кредитов с совместным финансированием банков и застройщиков, на развитие внутреннего спроса на предназначенные для экспорта товары, спрос на который в мире ухудшился, на предоставление финансовой помощи банкам, пополнение уставных капиталов государственных банков и Государственного ипотечного учреждения.

Закон предусматривает увеличение ресурсов Фонда гарантирования вкладов физических лиц; увеличения гарантированной компенсации с 50 тыс грн до 150 тыс грн вкладчикам ликвидируемых банков, запрет на период до 2011 года банкам, нарушающим нормативные требования НБУ, а также убыточным банкам, распределять прибыль и выплачивать дивиденды.

Закон разрешает аграриям аккумулировать средства налога на добавленную стоимость для своих нужд.

Кроме того, Рада поручила Кабинету Министров разработать бездефицитный государственный бюджет на 2009 год с ограничением на государственные заимствования на внешнем рынке.

Рада установила, что изменения в законодательство, принятые для преодоления кризиса, действуют не дольше, чем до 1 января 2011 года.

Мы считаем, что принятый закон является формальным ответом на требования МВФ и является малоэффективным в вопросе борьбы с кризисом.

Во-первых, создание стабилизационного фонда в условиях экономического кризиса является решением несвоевременным. Стабфонд является резервом, который накапливается государством во время экономического бума и расходуется в период спада. Запасать подобные резервы во время кризиса является недостаточно взвешенным решением. Источники наполнения фонда также не являются оптимальными. В 2008 году в стабфонд решено пустить поступления от приватизации свыше запланированных. По состоянию на начало ноября план по приватизации был выполнен на 4.5%. Поэтому абсолютно очевидно, что превысить план по приватизации за два оставшихся месяца нереально. Таким образом, в 2008 году в стабилизационный фонд не придет ни копейки приватизационных средств. Приватизация в 2009 году выглядит абсолютно экономически нецелесообразной. Низкая ликвидность за рубежом в купе со снижением стоимости Украинских активов не позволит выручить за приватизируемые объекты справедливую цену. Поэтому мы считаем, что приватизация государственных предприятий в нынешних условиях абсолютно неприемлемо.

Во-вторых, увеличение гарантированной компенсации до 150 тыс грн будет иметь исключительно психологический эффект. Более 98% депозитных вкладов в стране не превышают 50 тыс грн, т.е. не превышают нынешний размер гарантированных вкладов.

В-третьих, разрешение на аккумуляцию аграриями НДС только отчасти касается борьбы с кризисом. Мы считаем, что в первую очередь данный шаг является скрытым протекционизмом Украинского сельского хозяйства в рамках ВТО и имеет лишь косвенное отношение к антикризисным мерам.

Наконец, бездефицитный бюджет – это чрезвычайно необоснованный шаг. С одной стороны, увеличение бюджетных доходов почти наверняка будет означать увеличение налогообложения как для предприятий, рентабельность которых и так снизилась в результате мирового кризиса и снижении ликвидности украинской экономики, так и для населения. С другой стороны, снижение бюджетных издержек не позволит в достаточной мере стимулировать Украинских производителей, что является одним из главных механизмов борьбы с возможной рецессией.

Таким образом, принятый закон в некоторых вопросах решает несуществующие проблемы, а в других принимает прямо противоречащую здравому смыслу сторону.

Мы считаем, что главный недостаток принятого документа – отсутствие механизмов стимуляции производства путем увеличения совокупного спроса, в частности государственных издержек и платежеспособности населения. Принятый закон имеет прямо противоположный эффект: платежеспособность населения снижается, а государство уменьшает свои издержки.

Кроме того, закон недостаточно прорабатывает детали касательно использования средств полученных от международных организаций, в частности уже упомянутого 16,5 миллиардного кредита МВФ. Закон ограничивается общими фразами касательно кредитов, полученных от международных организаций. Поэтому не до конца понятно, как правительство собирается использовать полученные кредиты для борьбы с кризисом.

Другие новости компании