Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ИНВЕСТОРОВ
  • Полное покрытие мировых рынков облигаций и акций
  • Свыше 20 000 индексов по рынкам акций, облигаций, товарному рынку и макроэкономике
  • Рейтинги всех глобальных и страновых рейтинговых агентств
  • Отчетность эмитентов по МСФО и локальным стандартам
  • Высокая скорость работы, интуитивный интерфейс, отличные графические возможности
  • Доступ через сайт, мобильное приложение, надстройку для MS Excel
  • Надежные источники данных
  • Расширенные возможности поиска и отслеживания динамики финансовых инструментов

Fitch: бюджетное правило и гибкость рубля должны снизить уязвимость России перед ценами на нефть

7 марта 2013 Fitch Ratings
Ссылка на отчет Fitch Ratings «Российские государственные финансы и цены на нефть»

Fitch Ratings-Лондон-07 марта 2013 г. Fitch Ratings опубликовало новый специальный отчет, в котором позитивно расценивает планы России (суверенный рейтинг «BBB»/прогноз «Стабильный») по укреплению государственных финансов. Среднесрочный федеральный бюджет предполагает сокращение отношения государственных расходов к ВВП на 2,4 п.п. к 2015 г.

В 2012 г. Министерство финансов объявило о новом бюджетном правиле, согласно которому планируется убрать привязку расходов к динамике цен на нефть и постепенно снизить уровень цены на нефть, необходимый для безубыточности бюджета. Бюджетное правило будет сдерживать дефицит на уровне 1% ВВП при среднесрочных ценах на нефть, которые определены как среднее пятилетнее значение цены на нефть марки Urals (91 долл./барр. в 2013 г.), а позднее этот уровень будет заменен на среднее десятилетнее значение. Бюджетное правило будет применяться к бюджету начиная с 2014 г.

Правительство будет накапливать излишек нефтяных доходов (когда цена на нефть будет превышать среднесрочную цену) в резервном фонде и постепенно увеличивать запас до 140 млрд. долл. (5,7% прогнозируемого ВВП) к 2015 г. с 85 млрд. долл. (3,9% ВВП в 2013 г.) в феврале 2013 г. Этого будет достаточно, чтобы выдержать временный шок по ценам на нефть. Власти страны планируют с запасом финансировать дефицит и проводить заимствования в основном на внутреннем рынке, таким образом развивая небольшой внутренний рынок. Низкий долг на уровне 11% ВВП будет оставаться сильным рейтинговым фактором в сравнении с сопоставимыми эмитентами.

Бюджет на 2013 г. предусматривает дефицит на уровне 0,8% ВВП, однако Fitch прогнозирует дефицит в 0,5% на основании более сильных предположений по средним ценам на нефть в 105 долл./барр. Если правительство будет придерживаться бюджетного правила, в 2015 г. дефицит должен сократиться до нуля.

На долю нефтяных поступлений приходится половина доходов федерального правительства. Высокая цена на нефть, при которой обеспечивается сбалансированность бюджета, делает государственные финансы уязвимыми в случае резкого негативного изменения этой цены. Даже при средней цене на нефть (Urals) в 111 долл. за барр. в 2012 г. федеральный бюджет был лишь сбалансированным. В 2013 г. официальная цена для сбалансированности бюджета останется высокой на уровне 105 долл. за барр. Ненефтяной дефицит бюджета составляет 10,6% ВВП, что существенно выше докризисного ориентира в 4,7% ВВП.

Fitch полагает, что снижение цены на нефть до среднего уровня в 80 долл. за барр. привело бы к уменьшению реального роста ВВП до менее 1% и обусловило бы дефицит федерального бюджета в 2,5% ВВП. В то же время падение цены должно быть более значительным, чтобы привести к понижению рейтингов.

Более гибкий режим обменного курса с 2010 г. означает быстрое снижение курса рубля в ответ на снижение цен на нефть, что сглаживает воздействие падения нефтяных цен на доходы бюджета. Fitch рассматривает этот момент как позитивный рейтинговый фактор. Данное воздействие будет ограниченным в случае серьезного шока, так как Центральный банк России вмешается, чтобы поддержать целевые уровни инфляции.

России еще предстоит разрешить ситуацию с другим основным среднесрочным риском для государственных финансов помимо цен на нефть, а именно увеличивающимися пенсионными расходами. Они поглощают растущую долю федерального бюджета (трансферты из бюджета в государственный пенсионный фонд были на 1,6 п.п. ВВП выше в 2011 г., чем в 2007 г., достигнув 4,7% ВВП), и Fitch ожидает, что такая тенденция продолжится.

Другие новости компании