Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ИНВЕСТОРОВ
  • Полное покрытие мировых рынков облигаций и акций
  • Свыше 20 000 индексов по рынкам акций, облигаций, товарному рынку и макроэкономике
  • Рейтинги всех глобальных и страновых рейтинговых агентств
  • Отчетность эмитентов по МСФО и локальным стандартам
  • Высокая скорость работы, интуитивный интерфейс, отличные графические возможности
  • Доступ через сайт, мобильное приложение, надстройку для MS Excel
  • Надежные источники данных
  • Расширенные возможности поиска и отслеживания динамики финансовых инструментов

Ведомости: Привлечь, чтобы выжить. Малый и средний бизнес Италии страдает от нехватки собственных и кредитных средств. Самые находчивые предприниматели выпускают корпоративные облигации и ждут помощи от иностранцев

12 апреля 2013 Ведомости
Десятилетиями венецианский «Бар у Гарри» осаждали туристы. В основном благодаря знаменитому коктейлю «Беллини» (готовится из просеко и персикового пюре. — «Ведомости») и не менее знаменитым посетителям. В разное время в бар захаживали Эрнест Хемингуэй, Альфред Хичкок, Вуди Аллен, Чарли Чаплин, Орсон Уэллс, Трумен Капоте. Но несколько лет назад «Бар у Гарри» попал в беду: число туристов сократилось, а оставшиеся больше не желали спускать свои евро в знаменитом баре. Владельцы бара — семья Чиприани не могла сократить штат из-за итальянских законов, защищающих работников. В конце концов дошло до того, что 80-летнему сыну основателя бара, Арриго Чиприани, пришлось самому работать официантом.

Теперь в совет директоров бара входит Сальваторе Черкьоне, один из основателей Blue Skye Investment, которая помогла компании Cipriani (владеет баром) провести реструктуризацию долга (его размер — более чем 6 млн евро ($7,8 млн). Blue Skye Investment также приобрела 16% акций Cipriani.

Положение «Бара у Гарри» типично для малого бизнеса Италии, нуждающегося в новых источниках финансирования. Из-за общего снижения объемов кредитования в Европе малый и средний бизнес, генерирующий около 80% производства Италии, страдает сильнее всех. Средства компаний значительно выросли в объемах благодаря привлечению банковских займов. Привлеченные средства зачастую составляют до 90% всех средств компании. Для сравнения: в Великобритании этот показатель равен 70%, а в США — 45%.

Нехватка кредитования — «неотложная проблема» для страны, считает президент итальянской конфедерации промышленных предприятий Confindustria Джорджио Скуинзи: «У нас больше нет времени ждать. Это конец, у нас больше нет кислорода». Малый бизнес Италии вынужден искать альтернативные источники финансирования.

Марко Джованни, гендиректор Guala Closures (производит крышки для бутылок), одним из первых понял, что расползшийся по еврозоне кризис означает, что банковское кредитование себя исчерпало. Поэтому Джованни и финансовому директору Guala Анибалу Диазу пришлось искать другой способ привлечения средств: компания выпустила высокодоходные облигации на общую стоимость более 475 млн евро ($621 млн). Этот ход оказался настолько успешным, что компания смогла реструктурировать свою задолженность и даже расшириться. «Мы рискнули, чтобы решить проблемы и приобрести финансовую стабильность, которая позволила бы нам развивать бизнес, — объясняет Джованни. — Нам было легко [привлечь средства] <...> У нашей компании хорошая репутация, и люди хотели в нас инвестировать».

Корпоративные облигации входят в моду у итальянских бизнесменов. Их выпуску способствует ослабление корпоративного и налогового законодательства, которое проводит технократическое правительство Марио Монти. Статистическая фирма Cerved недавно выпустила облигации на сумму около 800 млн евро ($1 млрд), а Zobele (производит освежители воздуха и средства от насекомых) — на 180 млн евро ($235 млн), IVS (производит торговые автоматы) планирует привлечь 200 млн евро ($261 млн). Такой способ подходит и средним компаниям, которые традиционно не желают увеличивать присутствие миноритариев, потому что они «не семья и не друзья».

Итальянские активы еще могут быть интересны иностранным инвесторам, уверен Доминик Гриффитс из юридической фирмы Mayer Brown. «Фундамент итальянской экономики все еще крепок. Сложность для владельцев малого и среднего бизнеса в том, чтобы найти финансирование, выжить и расширить деятельность», — считает он.

Несмотря на то что размещение на бирже итальянским компаниям обходится на 50%, а то и на 100% дороже, чем их европейским коллегам, многие бизнесмены начинают рассматривать этот вариант всерьез. Управляющий директор Итальянской фондовой биржи Рафаэлло Джерузальми ожидает, что в этом году IPO проведут 10-15 компаний. В основном это будут производители из лакшери-сегмента или компании, занимающиеся дизайном, потому что их бренды хорошо узнаваемы среди иностранных инвесторов. Производитель культовых блокнотов Moleskin уже провел IPO в этом году на миланской бирже.

Малому и среднему бизнесу Италии нужен не только иностранный капитал, но и сторонний подход к управлению компанией, уверены эксперты. «Есть огромное количество компаний с теми же, что и у нашего бара, проблемами, — говорит Чиприани. — Кто-то должен дать им совет». После выпуска корпоративных облигаций «Бар у Гарри» снова зажил прежней жизнью: поток клиентов пополнился, а сам Чиприани вернулся за барную стойку.

Рейчел Сандерсон

Другие новости компании