Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ИНВЕСТОРОВ
  • Полное покрытие мировых рынков облигаций и акций
  • Свыше 20 000 индексов по рынкам акций, облигаций, товарному рынку и макроэкономике
  • Рейтинги всех глобальных и страновых рейтинговых агентств
  • Отчетность эмитентов по МСФО и локальным стандартам
  • Высокая скорость работы, интуитивный интерфейс, отличные графические возможности
  • Доступ через сайт, мобильное приложение, надстройку для MS Excel
  • Надежные источники данных
  • Расширенные возможности поиска и отслеживания динамики финансовых инструментов

Рейтинги Самарской области подтверждены на уровне «ВВ+/ruAA+» в связи с позитивными показателями ликвидности; прогноз — «Стабильный»

7 июня 2013 Standard & Poor's
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг эмитента «ВВ+» и рейтинг по национальной шкале «ruAA+» Самарской области. Прогноз изменения рейтингов — «Стабильный».

Рейтинги Самарской области отражают наше мнение о развивающемся и несбалансированном характере институциональной системы в России, а также ограниченную финансовую гибкость и предсказуемость бюджета Самарской области и сравнительно невысокий уровень благосостояния области в международном контексте. Отсутствие надежного долгосрочного финансового планирования также ограничивает уровень рейтингов. Позитивное влияние на рейтинги оказывают наши ожидания того, что область и в дальнейшем будет поддерживать умеренный уровень долговой нагрузки и позитивные показатели ликвидности, а также лишь небольшой объем условных обязательств и умеренные финансовые показатели.

Самарская область — один из ключевых промышленных регионов России; примерно 16% ВРП области обеспечивают нефтедобыча и нефтепереработка. Мы ожидаем, что в ближайшие три года экономический рост в области продолжится, но показатели ВРП на душу населения, вероятнее всего, останутся ниже 12 тыс. долл. до 2015 г. Мы также ожидаем, что в налоговой базе области по-прежнему будут преобладать налоговые отчисления нескольких крупнейших налогоплательщиков. По нашим оценкам, в 2012 г. десять крупнейших налогоплательщиков обеспечили более 35% налоговых доходов, при этом 13% пришлось на дочерние компании ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”». На наш взгляд, эта небольшая концентрация может подвергнуть бюджет Самарской области рискам, связанным с волатильностью мировых цен на нефть и изменениями национальной системы налогообложения в долгосрочной перспективе.

Российская институциональная система, которую мы оцениваем как развивающуюся и несбалансированную, ограничивает развитие долгосрочного финансового планирования и негативно влияет на предсказуемость финансовых показателей Самарской области и ее возможности по управлению доходами и расходами. Мы ожидаем, что в 2013-2015 гг. более 90% доходов областного бюджета будут обеспечивать налоги, регулируемые федеральным правительством, и перечисления из федерального бюджета. Гибкие доходы области (в частности, транспортный налог и неналоговые доходы), вероятно, останутся на невысоком уровне — 6% текущих доходов.

В то же время у финансового руководства области есть некоторые возможности в части управления расходами бюджета. В 2012 г. в соответствии с решениями федерального правительства область повышала уровень заработной платы работников бюджетной сферы, при этом новый губернатор поставил перед правительством области задачу проанализировать и сократить прочие виды текущих расходов, чтобы ограничить общие темпы роста расходов и стабилизировать долговую нагрузку области. На фоне дополнительных налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков, которые образовали консолидированные группы, эти меры обусловили очень высокий текущий баланс — 13,3% текущих доходов, и профицит бюджета с учетом капитальных расходов.

Тем не менее в нашем базовом сценарии на 2013-2015 гг. мы прогнозируем снижение очень высоких результатов 2012 г. и постепенное ухудшение финансовых показателей, которое будет обусловлено постепенным замедлением темпов экономического роста и роста доходов бюджета, а также необходимостью дальнейшего повышения заработной платы и других социальных расходов. Поэтому, по нашим прогнозам, текущий баланс составит 6-9% текущих доходов.

В части капитальных расходов области необходимо финансировать развитие инфраструктуры, а также инвестировать в подготовку к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г., который примет город Самара. В настоящее время в области разработан проект программы подготовки к этому мероприятию; в рамках этого проекта общий объем необходимых средств оценивается на уровне около 210 млрд руб. (приблизительно 6,7 млрд долл.), что в 1,4 раза превышает объем доходов бюджета, который мы ожидаем в 2013 г. В соответствии с этим проектом область планирует финансировать 20% общего объема потребностей и ожидает, что федеральное правительство предоставит оставшуюся часть необходимых средств. В нашем базовом сценарии мы предполагаем, что в процессе утверждения объемов и долей софинансирования совместно с федеральным правительством программа будет скорректирована таким образом, что для ее реализации области не потребуется прибегать к значительным дополнительным заимствованиям (более подробную информацию см. в статье «Проведение Чемпионата мира 2018 г. может привести к ухудшению кредитного качества российских регионов, в которых будет проводиться чемпионат»). Согласно нашему базовому сценарию, дефицит бюджета с учетом капитальных расходов немного увеличится — примерно до 3-5% доходов бюджета в ближайшие три года.

По нашему мнению, полный долг области останется относительно небольшим по международным меркам и будет постепенно увеличиваться примерно до 40% консолидированных текущих доходов в 2015 г.

Уровень условных обязательств Самарской области, вероятнее всего, останется низким в ближайшие три года благодаря низкой степени вовлеченности в региональную экономику и относительно благополучному состоянию муниципального сектора.

Мы оцениваем показатели ликвидности Самарской области как позитивные (в соответствии с определениями, приведенными в критериях). Мы ожидаем, что средний уровень остатков средств на счетах области будет превышать расходы на обслуживание и погашение долга в ближайшие 12 месяцев в течение 2013 г. Тем не менее мы оцениваем доступ области к внешней ликвидности как ограниченный, учитывая слабость российского рынка заемного капитала (см. статью «Оценка страновых и отраслевых рисков банковского сектора: Российская Федерация», опубликованную в RatingsDirect на Global Credit Portal 16 мая 2013 г.).

Наш базовый сценарий предполагает, что правительство области будет размещать амортизируемые облигации сроком обращения 5-7 лет, что должно обусловить сокращение уровня расходов на обслуживание и погашение долга примерно до 8,5% в 2015 г. по сравнению с 10% текущих доходов в 2013 г.

Прогноз «Стабильный» отражает наше мнение о том, что в 2013-2015 гг. финансовые показатели Самарской области останутся умеренно высокими, и дефицит бюджета с учетом капитальных расходов в среднем не превысит 5% доходов бюджета, однако сохраняющиеся потребности в повышении расходов приведут к волатильности и постепенному ослаблению финансовых показателей. Прогноз также предполагает, что область будет поддерживать позитивные показатели ликвидности.

Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие в ближайшие 12 месяцев, если показатели ликвидности области ухудшатся в соответствии с нашим негативным сценарием, и средний уровень свободных остатков средств на счетах Самарской области составит менее 100% годовых расходов на обслуживание и погашение долга. Это может произойти в том случае, если область привлечет новые заимствования с более короткими сроками погашения, чем мы в настоящее время прогнозируем в нашем базовом сценарии, или сократит объем остатков на счетах.

Мы можем предпринять позитивное рейтинговое действие в случае, если область документально оформит и продолжит последовательно проводить взвешенную финансовую политику и политику в отношении долга и ликвидности, что, по нашему мнению, позволит ей поддерживать высокие финансовые показатели и позитивную позицию ликвидности в среднесрочной перспективе. Тем не менее мы считаем, что повышение рейтингов в ближайшие 12 месяцев маловероятно.
Организация — Самарская область
  • Полное название
    Министерство управления финансами Самарской области
  • Страна регистрации
    Россия

Другие новости компании