ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ИНВЕСТОРОВ
  • Полное покрытие мировых рынков облигаций и акций
  • Свыше 20 000 индексов по рынкам акций, облигаций, товарному рынку и макроэкономике
  • Рейтинги всех глобальных и страновых рейтинговых агентств
  • Отчетность эмитентов по МСФО и локальным стандартам
  • Высокая скорость работы, интуитивный интерфейс, отличные графические возможности
  • Доступ через сайт, мобильное приложение, надстройку для MS Excel
  • Надежные источники данных
  • Расширенные возможности поиска и отслеживания динамики финансовых инструментов

Прогноз по рейтингам Уфы пересмотрен на «Негативный» ввиду ухудшения показателей ликвидности; рейтинги подтверждены на уровне «ВВ-» и «ruAA-»

16 марта 2015 Standard & Poor's
РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
13 марта 2015 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по рейтингам российского города Уфы со «Стабильного» на «Негативный». Одновременно мы подтвердили долгосрочный кредитный рейтинг Уфы по международной шкале на уровне «ВВ-» и рейтинг города по национальной шкале на уровне «ruAA-».

ОБОСНОВАНИЕ
Мы пересмотрели прогноз по рейтингам Уфы со «Стабильного» на «Негативный», поскольку считаем, что ввиду сложной в настоящее время рыночной ситуации и высоких процентных ставок возрастает риск того, что город не сможет поддерживать существующий уровень покрытия расходов на обслуживание и погашение долга (70%).

Рейтинги Уфы, административного и экономического центра Республики Башкортостан, отражают наше мнение о «неустойчивом и несбалансированном» характере российской системы региональных (муниципальных) финансов, что обусловливает «очень низкий» уровень финансовой гибкости города. Принимая во внимание эти системные ограничения и отсутствие надежной практики долгосрочного финансового планирования по сравнению с сопоставимыми городами других стран, мы оцениваем качество управления финансами Уфы (как и большинства российских региональных и местных органов власти — РМОВ) как «низкое» в международном контексте. «Слабая» экономика, «слабые» финансовые показатели и «менее чем адекватная» ликвидность также ограничивают уровень рейтингов Уфы.

Позитивное влияние на рейтинги Уфы оказывают «низкий» уровень долга и условных обязательств города. Кредитный рейтинг Уфы эквивалентен оценке характеристик собственной кредитоспособности города («bb-»). Уровень благосостояния города остается низким, хотя и превышает средний уровень по Республике Башкортостан. В 2014 г. показатель ВРП на душу населения составил около 14 тыс. долл., что соответствует среднероссийскому показателю. Мы ожидаем, что темпы роста экономики города будут соответствовать темпам роста российской экономики. Также мы полагаем, что экономика Уфы по-прежнему зависит от нефтеперерабатывающей и химической отраслей промышленности.

По нашему мнению, финансовая гибкость Уфы является «очень низкой» вследствие зависимости от решений федерального и республиканского правительств относительно налоговых ставок, распределения межбюджетных перечислений и перераспределения расходных полномочий. По нашим оценкам, в 2015-2017 гг. перечисления из вышестоящих бюджетов и поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которые регулируются федеральным и республиканским правительствами, обеспечат почти 70% доходов бюджета Уфы.

Мы позитивно оцениваем тот факт, что в последние годы объем перечислений из бюджета Республики Башкортостан на текущие и капитальные цели города увеличивался, и мы ожидаем, что эта тенденция сохранится в среднесрочной перспективе.

В рамках нашего базового сценария на 2015-2017 гг. мы ожидаем, что финансовые показатели Уфы будут «слабыми», учитывая их разовое ухудшение в 2014 г. в связи с ростом расходов города на подготовку к проведению саммитов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, которые пройдут в Уфе в этом году. Город обеспечивает около 5% общего объема расходов, а большая часть средств предоставляется Правительством Республики Башкортостан и частными инвесторами. Мы полагаем, что эти инвестиции позволят городу профинансировать некоторые потребности в развитии инфраструктуры и уменьшить давление на бюджет города в будущем. По нашим прогнозам, после резкого ухудшения финансовых показателей в 2014 г. город сможет обеспечить умеренный текущий дефицит, который в 2015-2017 гг. в среднем составит примерно 1,5% (по сравнению с дефицитом в размере 3% в 2014 г. и профицитом, в среднем составлявшим 1% в 2011-2013 гг.).

Согласно нашему базовому сценарию, мы также ожидаем, что перечисления из бюджета Республики Башкортостан будут способствовать снижению давления на бюджет города в среднесрочной перспективе. Такое софинансирование, вероятно, позволит Уфе поддерживать объем программы капитальных расходов на уровне около 20% расходов бюджета в 2015-2017 гг., при этом дефицит с учетом капитальных расходов, скорее всего, останется невысоким — в среднем 4-5% доходов (практически на уровне 2012-2014 гг.).

Как следствие, мы полагаем, что прямой долг Уфы будет увеличиваться лишь постепенно, а полный долг останется низким в международном контексте. В нашем базовом сценарии мы предусматриваем, что до конца 2017 г. полный долг не превысит 60% консолидированных текущих доходов города. Полный долг Уфы включает прямой долг и гарантии, которые город предоставляет в целях поддержки инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры, а также долг организаций, связанных с государством (ОСГ).

Мы оцениваем объем условных обязательств Уфы как низкий, поскольку при расчете полного долга города мы уже учитываем долг муниципальных предприятий. Вместе с тем принадлежащим городу сетевым, транспортным компаниям и компании по водоснабжению может потребоваться финансовая поддержка со стороны города. В прошлом году Уфа при поддержке из бюджета республики предоставила финансирование МУП «Уфимские инженерные сети».

Мы оцениваем качество управления финансами Уфы (как и большинства российских РМОВ) как «низкое» в международном контексте главным образом по причине отсутствия надежного бюджетирования и долгосрочного финансового планирования. На наш взгляд, прозрачность политики города в отношении принадлежащих ему организаций также невысока.

ЛИКВИДНОСТЬ
Мы пересмотрели оценку ликвидности Уфы с «удовлетворительной» на «менее чем адекватную» в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях. В настоящее время мы ожидаем, что средние остатки денежных средств города и кредитные линии будут покрывать менее 80% расходов на обслуживание и погашение долга Уфы в ближайшие 12 месяцев. Мы по-прежнему оцениваем доступ Уфы к внешним источникам ликвидности как «ограниченный» ввиду слабости российского рынка заемного капитала. Мы понизили нашу оценку отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment — BICRA) для России и в настоящее время относим российский банковский сектор к группе «8», тогда как ранее относили его к группе «7» (оценка BICRA присваивается по десятибалльной шкале, где к группе «1» относятся страны с наименьшими рисками, а к группе «10» — страны с наибольшими рисками; см. статью «Оценки отраслевых и страновых рисков банковского сектора: март 2015 г.», опубликованную 6 марта 2015 г. в RatingsDirect). В то же время мы считаем, что Уфа имеет хороший доступ к бюджетным кредитам, которые предоставляет Республика Башкортостан.

В нашем базовом сценарии мы ожидаем, что в ближайшие 12 месяцев объем остатков денежных средств на счетах Уфы, а также средств в рамках кредитных линий с учетом дефицита после капитальных расходов составят в среднем около 950 млн руб. (примерно 15,5 млн долл. на дату публикации). Этих средств достаточно для финансирования 70% расходов Уфы на обслуживание и погашение долга в ближайшие 12 месяцев. Мы полагаем, что в 2015-2016 гг. город будет по-прежнему использовать среднесрочные банковские кредитные линии для целей рефинансирования и поддержания ликвидности. Уфа обычно организует такие кредитные линии в течение года до наступления сроков погашения долговых обязательств. В то же время мы отмечаем, что с конца 2014 г. финансовые рынки предлагают более высокие процентные ставки и кредиты с более короткими сроками погашения, и это может потребовать от города более активных мер по поддержанию
существующей политики в отношении долга и ликвидности.

С другой стороны, Уфа имеет хороший доступ к бюджетным кредитам с низкой процентной ставкой от Правительства Республики Башкортостан, и мы ожидаем, что город может получать около 750 млн руб. ежегодно в 2015-2017 гг.

ПРОГНОЗ
Прогноз «Негативный» отражает наше мнение о том, что нестабильная в настоящее время ситуация на российских финансовых рынках может ограничить возможности города реализовать существующие планы рефинансирования, что обусловит ослабление показателей ликвидности.

Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие в отношении Уфы в ближайшие 12 месяцев, если в соответствии с нашим негативным сценарием город:
не сможет обеспечить достаточный объем кредитных линий, в результате чего коэффициент покрытия расходов на обслуживание и погашение долга снизится до уровня менее 40%; наша оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора России вновь ухудшится;доступ к бюджетным кредитам будет ограничен;объем процентных выплат превысит в среднем 5% текущих доходов в 2015-2017 гг. в результате повышения стоимости заимствований. Мы можем пересмотреть прогноз на «Стабильный», если город сможет придерживаться существующей политики в отношении долга и ликвидности, несмотря на ухудшение рыночных условий.
Организация — Уфа
  • Полное название
    Администрация городского округа город Уфа республики Башкортостан
  • Страна регистрации
    Россия

Другие новости компании