ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ИНВЕСТОРОВ
  • Полное покрытие мировых рынков облигаций и акций
  • Свыше 20 000 индексов по рынкам акций, облигаций, товарному рынку и макроэкономике
  • Рейтинги всех глобальных и страновых рейтинговых агентств
  • Отчетность эмитентов по МСФО и локальным стандартам
  • Высокая скорость работы, интуитивный интерфейс, отличные графические возможности
  • Доступ через сайт, мобильное приложение, надстройку для MS Excel
  • Надежные источники данных
  • Расширенные возможности поиска и отслеживания динамики финансовых инструментов

Standard & Poors пересмотрело прогноз по рейтингам Уфы на «Стабильный» в связи с улучшением финансовых показателей; рейтинги подтверждены на уровне «BB-» и «ruAA-»

14 сентября 2015 Standard & Poor's
11 сентября 2015 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по рейтингам российского города Уфы с «Негативного» на «Стабильный».Одновременно мы подтвердили долгосрочный кредитный рейтинг эмитента на уровне «ВВ-» и рейтинг города по национальной шкале на уровне «ruAA-».

ОБОСНОВАНИЕ
Мы пересмотрели прогноз по рейтингам Уфы с «Негативного» на «Стабильный», поскольку опасения, высказанные нами ранее, не оправдались. Уфа консолидировала показатели долговой нагрузки и ликвидности благодаря привлечению кредитных линий, и мы полагаем, что это позволит городу поддерживать коэффициент покрытия расходов на обслуживание и погашение долга на уровне более 80% в ближайшие 12 месяцев. Мы также отмечаем, что расходы на обслуживание долга остались невысокими – менее 5%.

Рейтинги Уфы, административного и экономического центра Республики Башкортостан, отражают наше мнение о «неустойчивом и несбалансированном» характере российской системы региональных (муниципальных) финансов, что обусловливает «очень низкий» уровень финансовой гибкости города. Принимая во внимание эти системные ограничения и отсутствие надежной практики долгосрочного финансового планирования по сравнению с сопоставимыми городами других стран, мы оцениваем качество управления финансами Уфы (как и большинства российских региональных и местных органов власти — РМОВ) как «низкое» в международном контексте. «Слабая» экономика, «слабые» финансовые показатели и «менее чем адекватная» ликвидность также ограничивают уровень рейтингов Уфы.

Позитивное влияние на рейтинги Уфы оказывает наше мнение о «низком» уровне долга и условных обязательств города. Кредитный рейтинг эмитента Уфы эквивалентен оценке характеристик собственной кредитоспособности города («bb-»).

Уровень благосостояния города остается низким в международном контексте, хотя и превышает средний уровень по Республике Башкортостан. В 2014 г. показатель ВРП на душу населения составил около 11 тыс. долл., что соответствует среднероссийскому показателю. Мы ожидаем, что темпы роста экономики города будут соответствовать темпам роста российской экономики.

По нашему мнению, финансовая гибкость Уфы является «очень низкой» вследствие зависимости от решений федерального и республиканского правительств относительно налоговых ставок, распределения межбюджетных перечислений и перераспределения расходных полномочий. По нашим оценкам, в 2015-2017 гг. перечисления из вышестоящих бюджетов и поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которые регулируются федеральным и республиканскимправительствами, обеспечат почти 70% доходов бюджета Уфы.

Мы позитивно оцениваем тот факт, что в последние годы объем перечислений из бюджета Республики Башкортостан на текущие и капитальные цели города увеличивался, и мы ожидаем, что эта тенденция сохранится в среднесрочной перспективе.

В рамках нашего базового сценария на 2015-2017 гг. мы ожидаем, что финансовые показатели Уфы постепенно улучшатся за этот период, хотя и останутся «слабыми» в среднем за период с 2013 г. по 2017 г. Это связано с замедлением экономического роста, а также разовым ухудшением в 2014 г. в связи с ростом расходов города на подготовку к проведению саммитов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, которые прошли в Уфе этим летом. Город обеспечил около 5% общего объема расходов, а большая часть средств была предоставлена Правительством Республики Башкортостан и частными инвесторами. Мы полагаем, что эти инвестиции позволили городу профинансировать некоторые потребности в развитии инфраструктуры и уменьшить давление на бюджет города в будущем.

По нашим прогнозам, текущий баланс бюджета города улучшится, и в 2015-2017 гг. текущий дефицит бюджета Уфы будет очень невысоким — в среднем на уровне около 0,6% по сравнению с дефицитом 3% в 2014 г. Однако мы отмечаем, что экономический спад спровоцировал сокращение основного источника доходов бюджета города — налога на доходы физических лиц, объем перечислений которого не увеличился в 1 полугодии 2015 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если эта тенденция сохранится, а контроль над расходами станет менее жестким, текущей дефицит бюджета Уфы может стать еще больше после резкого ухудшения в 2014 г., что предусмотрено в рамках нашего негативного сценария.

Согласно нашему базовому сценарию мы также ожидаем, что перечисления из бюджета Республики Башкортостан будут способствовать снижению давления на бюджет города в среднесрочной перспективе. Такое софинансирование, вероятно, позволит Уфе поддерживать объем программы капитальных расходов на уровне около 20% расходов бюджета, при этом дефицит с учетом капитальных расходов, скорее всего, останется невысоким — в среднем 3% доходов в 2015-2017 гг. по сравнению с почти 8% в среднем в 2012-2014 гг.

Как следствие, мы полагаем, что прямой долг Уфы будет увеличиваться лишь постепенно, а полный долг останется низким в международном контексте. В нашем базовом сценарии мы предусматриваем, что до конца 2017 г. полный долг не превысит 50% консолидированных текущих доходов города. Полный долг Уфы включает прямой долг и гарантии, которые город предоставляет в целях поддержки инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры, а также долг организаций, связанных с государством (ОСГ).

Мы оцениваем объем условных обязательств Уфы как низкий, поскольку при расчете полного долга города мы уже учитываем долг муниципальных предприятий. Вместе с тем принадлежащим городу сетевым, транспортным компаниям и компании по водоснабжению может потребоваться финансовая поддержка со стороны города. Уфа продолжает оказывать текущую поддержку муниципальным предприятиям.

Мы оцениваем качество управления финансами Уфы (как и большинства российских РМОВ) как «низкое» в международном контексте главным образом по причине отсутствия надежного бюджетирования и долгосрочного финансового планирования. На наш взгляд, прозрачность политики города в отношении принадлежащих ему организаций также невысока.

ЛИКВИДНОСТЬ
Мы оцениваем показатели ликвидности Уфы как «менее чем адекватные» в соответствии с определениями, приведенными в наших критериях. Наша оценка отражает адекватный уровень покрытия расходов на обслуживание и погашение долга и ограниченный доступ города к внешней ликвидности.

В этом году город привлек кредитные линии объемом 1,3 млрд руб. (примерно 19 млн долл. на дату публикации). Мы ожидаем, что в ближайшие 12 месяцев объем остатков денежных средств на счетах Уфы, а также средств в рамках кредитных линий с учетом дефицита после капитальных расходов составит в среднем около 1,3 млрд руб. Этих средств достаточно для финансирования 84% расходов Уфы на обслуживание и погашение долга в ближайшие 12 месяцев. В рамках нашего базового сценария мы предполагаем, что в 2016-2017 гг. город продолжит проводить текущую политику в отношении долга и ликвидности и будет по-прежнему использовать среднесрочные банковские кредитные линии для целей рефинансирования и поддержания ликвидности (часть средств в виде бюджетных
кредитов поступает из бюджета Республики Башкортостан). Уфа обычно организует такие кредитные линии в течение года до наступления сроков погашения долговых обязательств.

В то же время мы отмечаем ограниченный доступ города к источникам внешней ликвидности (как и у других российских РМОВ), учитывая слабость внутреннего рынка капитала (см. статью «В отношении российских банков предприняты различные рейтинговые действия в связи с возрастанием экономического риска», опубликованную 26 февраля 2015 г. на RatingsDirect).

ПРОГНОЗ
Прогноз «Стабильный» отражает наши ожидания относительно постепенного улучшения финансовых показателей города (хотя они и останутся слабыми), что будет связано главным образом с перечислениями из вышестоящих бюджетов. Это позволит городу поддерживать коэффициент покрытия расходов на обслуживание и погашение долга на уровне более 80%, а долговая нагрузка останется низкой в течение 12-24 месяцев.

Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие в течение ближайших 12 месяцев, если город не сможет поддерживать коэффициент покрытия расходов на обслуживание и погашение долга на уровне более 80%, возможно, в результате более медленного, чем предполагается в нашем базовом сценарии, роста налоговых доходов и/или меньшего объема поддержки из вышестоящих бюджетов. В этом случае наша оценка показателей ликвидности Уфы, скорее всего, снизится.

Мы можем повысить рейтинги Уфы в ближайшие 12 месяцев, если в соответствии с нашим позитивным сценарием дополнительные доходы бюджета города и взвешенный подход к расходам обусловят текущий профицит бюджета, а коэффициент покрытия расходов на обслуживание и погашение долга превысит 120%. Однако мы считаем такой сценарий маловероятным.
Организация — Уфа
  • Полное название
    Администрация городского округа город Уфа республики Башкортостан
  • Страна регистрации
    Россия

Другие новости компании