Маркет-мейкер (
англ. Market-maker) – это участник рынка, который готов покупать и продавать актив на постоянной и регулярной основе по публичной котировке, зарабатывая на спреде (разница цен bid и ask). Задача маркет-мейкера заключается в том, чтобы создавать и поддерживать ликвидность в моменты слабого рыночного спроса и предложения.
Маркетмейкеры — неотъемлемая и необходимая часть рынка. Они далеко не всегда зарабатывают на движении цен, но обеспечивают комфорт сделок, даже когда трейдеры не знают, с кем именно имеют дело с ответной стороны.
Можно выделить следующие основные обязанности Маркет-мейкеров:
- удержание котировок в определённом диапазоне;
- предоставление дополнительной ликвидности по мере необходимости;
- предотвращение разрывов цен.
Существуют два типа маркет-мейкеров:
- Ордер-тейкеры. Торгуют по заказу клиента в качестве посредника.
- Ордер-мейкеры. Отслеживают динамику движений определенных активов, составляя прогнозные ожидания цен на основе этих данных.
- Маркет-мейкеры могут оценить тенденции на рынке ценных бумаг, их надежность и ожидаемый доход, позже информируя о них более мелкие учреждения. Лучшие предложения сводятся вместе, и совершается сделка.
Огромную роль маркет-мейкеры играют в ситуации, когда на рынке преобладают исключительно продавцы или только покупатели. Такое случается во время выхода позитивных новостей, или, наоборот, в период панического сброса ввиду какого-нибудь негатива.
В таких ситуациях, маркет-мейкер обязан заключать сделки по покупке (продаже) актива, даже несмотря на то, что это для него убыточно. Т.к. его главная цель заключается не в том, чтобы заработать деньги, а в том, чтобы нивелировать спрос и предложение, а также поддерживать рыночную ликвидность. Вот и получается, что когда цена растет– Маркет-мейкер продает, а когда цена падает – Маркет-мейкер покупает.