Инфраструктурные облигации — облигации, выпускаемые с целью привлечения финансирования долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры (строительство автомобильных и железных дорог, портов и т. д.).
В мировой практике инфраструктурные облигации предстают в форме муниципальных целевых облигаций и корпоративных инфраструктурных облигаций. Наиболее развитый рынок таких облигаций существует в США, Индии, Австралии, Чили, Казахстане и других странах.
Так, в Индии эмитентами инфраструктурных облигаций обычно являются банки. В этой стране распространены два вида инфраструктурных облигаций: «налогосберегающие облигации» и облигации регулярного дохода. Первые дают право получить вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, который составляет 20% от суммы инвестиций. Облигации регулярного дохода представлены пенсионными, образовательными и другими облигациями. Недостатком индийского рынка инфраструктурных облигаций является отсутствие защиты от инфляции.
В США аналогом инфраструктурных облигаций выступают
revenue bonds.
В России не используются муниципальные облигации для финансирования инфраструктурных объектов, поскольку фактически муниципальные облигации не являются инфраструктурными; сроки размещения муниципальных выпусков не превышают 5 лет, что недостаточно для реализации инфраструктурного проекта; также муниципальные бумаги не обладают соответствующей степенью ликвидности, стабильность и регулярность выплат по ним не гарантирована; высокий уровень долговой нагрузки затрудняет выпуск облигационных займов муниципалитетами.
Особенности:
• привлечение финансирования под конкретный проект, что означает узкоцелевой характер бумаг;
• выпуск инфраструктурных облигаций осуществляется на основании концессионного соглашения или соглашения о ГЧП;
• по окончании строительства эмитент получает инфраструктурный объект в концессию на определенное время, как правило, на несколько десятков лет;
• за пользование готовым объектом третьими лицами может взиматься плата (например, если это платная автодорога);
• основные покупатели инфраструктурных облигаций: институциональные инвесторы, а именно пенсионные фонды, страховые компании, кредитные организации;
• длительный период обращения, обусловленный длительностью реализации проекта (в среднем 15–30 лет);
• позволяют финансировать инфраструктурное строительство на льготных условиях.
Преимущества:
• надежность облигаций, обеспеченных гарантиями государства и муниципалитетов, на территории которых осуществляется строительство, банковскими гарантиями и поручительствами, залогом прав по проектным соглашениям и т. д.;
• возвратность: выплаты держателям облигаций обеспечиваются доходом эмитента от эксплуатации соответствующего объекта инфраструктуры;
• для эмитента: возможность привлечения средств на длительный срок при невысокой стоимости заимствования относительно кредитных ресурсов;
• предсказуемость будущих доходов и характер обеспечения способствуют присвоению высокого рейтинга в течение срока обращения ценных бумаг;
• не подвержены сильному влиянию флуктуаций на фондовом рынке.
Недостатки:
• риски, связанные с реализацией инфраструктурных проектов (экологические, конъюнктурные и т. д.)
• отсутствие репрезентативной информации о рынке инфраструктурных облигаций: «связанность» финансирования, когда эмитенты и покупатели облигаций договариваются об условиях заранее, из-за чего «премия» инвестора может отличаться от рыночной, а также трудности учета инфраструктурных проектов. Для новых эмитентов это создает сложности привлечения облигационного финансирования на выгодных им условиях.
• дефицит проектов под такой тип финансирования, поскольку традиционно в модель проекта в качестве механизма финансирования закладывается кредитование, что изначально ограничивает возможности иного способа привлечения средств.