«ТОП-КНИГА» – крупнейшая оптово-розничная книготорговая компания, лидер книжного рынка России. Ее история началась в 1995 году. По итогам 2008 года, за тринадцать лет существования компании, ее выручка возросла до 327,5 млн долл. – это чуть более 12% совокупного оборота национального книжного рынка. Один из основателей и генеральный директор «ТОП-КНИГИ» – Георгий Александрович Лямин.
Свои первые шаги на книжном рынке России «ТОП-КНИГА» сделала как оптовая компания, и уже в течение первых двух лет работы она добилась стабильного роста оптовых продаж. Постоянно, из года в год, расширялся ассортимент, формировалась клиентская база, оптимизировались технологии работы с оптовыми покупателями. К настоящему времени их число перевалило за двухтысячную отметку.
Первая половина 90-х годов – это время кризиса национального книгоиздания, повсеместного упадка книгораспространительской инфраструктуры. Будучи изначально открытой и инновационно-ориентированной компанией, «ТОП-КНИГА» не могла оставаться безучастной такому положению дел. В результате, возникла идея построения принципиально иной модели российской книготорговли, создания розничной сети, отвечающей современным общественным потребностям.
Свою первую точку розничной торговли книгами компания открыла в Новосибирске. Ее месторасположение было выбрано весьма удачно – одна из крупнейших книжных ярмарок города. Впоследствии компания «ТОП-КНИГА» успешно развивала так называемую «ярмарочную» концепцию позиционирования торговых объектов: она создала свою книжную ярмарку «Гагаринская», быстро превратившуюся в торговую площадку, пользующуюся популярностью не только среди жителей Новосибирска, но и ряда близлежащих городов Западной Сибири. Одновременно эта площадка служила для «ТОП-КНИГИ» экспериментальным полигоном, где в рабочем режиме апробировались возможности и технологии обслуживания покупателей, осваивались ноу-хау этого, тогда еще нового для компании, вида деятельности. Вместе с тем приоритет в развитии по-прежнему отдавался оптовому направлению, одновременно оно служило хорошей базой для становления розничной сети.
В итоге, к 2001 году была сформирована уникальная на тот момент стратегия построения сети на отечественном книжном рынке: последовательное создание объектов розничной торговли по всей территории России, начиная с Сибирского региона, используя при этом концепцию многоформатности, ориентированной на исчерпывающее удовлетворение сложившихся потребностей российских регионов.
Сегодня розничная сеть компании – это более 500 магазинов во всех федеральных округах страны, объединенных в пять форматов: книжные гипермаркеты «Лас-Книгас», книжно-канцелярские супермаркеты «Литера», книжные магазины среднего формата «Книгомир», книжно-канцелярские магазины малого формата «Пиши-Читай» и, наконец, магазины прессы «Городская сорока». В 2007 году к ним добавился еще один бренд, который компания развивает на Украине и в Москве – «BookLexica».
Помимо этого «ТОП-КНИГА» осуществляет розничные продажи через федеральные и региональные продуктовые ритейлерские сети, а также через независимые книжные магазины, с которыми компания установила партнерские отношения. Одновременно «ТОП-КНИГА» активно развивает дистанционную торговлю, используя систему «Книга-почтой» и – главное – свой интернет-магазин www.bookean.ru.
Постоянно расширяя и диверсифицируя свой ассортимент, компания добилась того, что реализация книг приносит ей сегодня около 65% совокупного оборота, остальное достигается за счет продаж канцелярских товаров и игрушек, медиа- и другой продукции.
«ТОП-КНИГА» активно участвует в осуществлении Национальной программы поддержки и развития чтения и является членом таких общественных организаций, как Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), Ассоциация книгораспространителей независимых государств (АСКР), и Российский Книжный Союз (РКС, «ТОП-КНИГА» – член Правления). С 2001 года «ТОП-КНИГА» издает газету «Книжная витрина» (с начала 2010 года — в электронной версии), где публикуются рецензии, новости литературы и интервью с авторами.
«ТОП-КНИГА» продолжает активное продвижение как в регионы России, так и в страны ближнего зарубежья. Началом такого движения стало открытие осенью 2006 года первого за пределами России магазина cash&carry «Литера» в столице Казахстана Астане, а в 2007 году создано дочернее предприятие «ТОП-КНИГА-Украина».
Основой и надежной базой для дальнейшего развития ООО «ТОП-КНИГА» в европейской части России, а также в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока служит еще одна сеть – логистическая, ключевыми звеньями которой являются пять центров – оптовых складов (Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Новосибирск и Тюмень).
В настоящее время компания продолжает развивать оба направления, оптовое и розничное, успешно применяя в каждом новые достижения и передовой, отечественный и зарубежный, опыт: внедряются новые электронные системы сопровождения товарных и финансовых потоков, создаются новые форматы магазинов, отвечающих склонностям населения к современному покупательскому поведению, улучшается, а подчас, и полностью модернизируется система сервиса.
Большое значение компания придает продвижению на новые, пока неосвоенные рынки: в средние и малые города России. Многолетний опыт, постоянно проводимый мониторинг и периодически организуемые собственные прикладные исследования свидетельствуют: приход в такие города таких крупных национальных сетей, как «ТОП-КНИГА», способствует развитию в них книжного рынка, появлению новых отраслевых ритейлеров и оптовых фирм, создает рабочие места и, в конечном счете, увеличивает совокупный объем регионального рынка в целом.
Тем самым «ТОП-КНИГА» на практике демонстрирует эффективность своей политики освоения рынка: ориентация на максимально полное удовлетворение потребностей, на предоставление исчерпывающего ассортимента и высокоразвитого сервиса.
Избранная стратегия позволила сибирской компании за несколько лет занять лидирующую рыночную позицию, войти в число крупнейших универсальных розничных сетей страны: с 2004 года «ТОП-КНИГА» неизменно входит в Топ-50 крупнейших ритейлеров России и обладает статусом общенациональной российской компании./04,2011
ООО «ТОП-КНИГА», созданная в 1995 году, начинала свою деятельность как оптовая книготорговая фирма. В настоящее время «ТОП-КНИГА» объединяет: шесть оптовых складов (Новосибирск, Тюмень, Москва, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Санкт-Петербург), 298 магазинов в 128 городах России и продает более 3 млн. книг в месяц. Размеры долей Участников Общества: Лямин Георгий Александрович - 80%, Трифонов Михаил Юрьевич – 10%, Воронова Татьяна Майевна – 10%/обн.01.06.
|