Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
Глоссарий

Consumer price inflation | Потребительская инфляция

Потребительская инфляция — это рост общего уровня цен на товары и услуги, которые приобретаются населением страны.

По темпам роста потребительскую инфляцию делят на три основных типа:

1. Умеренная (ползучая) инфляция. При таком виде инфляции рост общего уровня цен обычно составляет не более 10% в год. Данный вид инфляции считается нормальным для современной экономики, так как она является регулируемой, в значительной степени не влияет на уровень благосостояния населения и не уменьшает покупательную способность потребителя. Умеренная инфляция возникает по причине обновления ассортимента товаров и услуг, способствует повышению спроса и развитию производства. В качестве примеров стран с умеренной инфляцией (по состоянию на конец июня 2021 года) можно привести США, Германию, Великобританию, Данию, Францию, Россию, Венгрию, Эстонию, Египет, Польшу.

2. Галопирующая инфляция. Рост уровня цен в данном случае, как правило, варьируется от 10 до 50% в год. В отличие от предыдущего вида данный вид инфляции труднее поддается управлению, характеризуется более стремительными темпами падения курса национальной валюты. Население в данном случае начинает стремительно делать сбережения и вкладывать свои средства в различные блага. Галопирующая инфляция в основном наблюдается в развивающихся странах, например в Иране, Нигерии, Турции, Замбии, Анголе, Эфиопии (по данным на июнь 2021 года).

3. Гиперинфляция, при которой рост цен превышает 50% в год. Такая инфляция считается неконтролируемой и характеризуется падением уровня производства в стране, закрытием предприятий, сокращением объемов продаж, ростом безработицы и общим снижением благосостояния населения. Гиперинфляция, по состоянию на середину 2021 года, наблюдалась в Венесуэле, Судане, Зимбабве, Ливане.

На графике ниже представлена динамика уровня инфляции в годовом выражении в различных странах мира.



Для оценки изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, потребляемые населением, применяется такой показатель, как индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет отношение стоимости фиксированного перечня продукции в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего или базисного периода, который приравнивается к 100. Например, при расчете ИПЦ Германии в качестве базисного периода взят 2015 год, в США — 1982–1984 годы, в России — 2000 год. ИПЦ используется для оценки инфляции в стране, а также при корректировке заработных плат, социальных выплат и уровня налогов. В России этот индекс используется Минфином РФ для расчета номинала и НКД по государственным облигациям ОФЗ-ИН.

В странах Евросоюза (например, в Финляндии, Швеции, Бельгии, Хорватии, Греции) применяется такой индикатор, как гармонизированный индекс потребительских цен (ГИПЦ), который рассчитывается по единой методологии и по одинаковому набору товаров и услуг и позволяет сравнить потребительскую инфляцию в разных странах в текущем месяце относительно такого же месяца в предыдущем или базисном году. ГИПЦ также публикуется в странах, являющихся кандидатами на вступление в ЕС (например, в Албании, Турции, Черногории).

Сходство ИПЦ и ГИПЦ заключается в том, что оба показателя позволяют оценить изменение среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг. Кроме того, для расчета ИПЦ и гармонизированного индекса используются одинаковые базовые данные о ценах, которые собираются в одних и тех же источниках. Отличие состоит в том, что ИПЦ является показателем общих ценовых тенденций и уровня потребительской инфляции в стране, в то время как гармонизированный индекс служит основой для сравнительного измерения инфляции и оценки стабильности валюты в определенной группе стран (в данном случае в Евросоюзе).

На графике ниже представлена динамика ИПЦ и ГИПЦ на примере Чехии и Дании.



Помимо общей инфляции также анализируют базовую инфляцию, которая отражает динамику цен на потребительские товары и услуги относительно такого же периода годом ранее (YoY) за исключением тех, цены на которые подвержены влиянию сезонных и административных факторов.

Например, в США из расчета базовой инфляции исключаются расходы на еду и энергию, а также нефтепродукты и коммунальные услуги, в Швейцарии — свежие и сезонные продукты, а также нефтепродукты, в России — плодоовощная продукция, водка, топливо (бензин), услуги транспорта, связи и жилищно-коммунальные услуги, в Польше — продукты питания, безалкогольные напитки, топливо и энергоносители, которые особенно чувствительны к внутренним и внешним шокам.
Термины из этой же категории