Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
Глоссарий

Retail Sales | Розничная торговля

Розничная торговля — это деятельность по продаже товаров и предоставлению услуг конечному потребителю для личного пользования, то есть для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Для оценки динамики объемов розничной торговли существует такой показатель, как индекс розничной торговли. Рост значений данного индекса положительно влияет на ВВП страны. Индекс розничной торговли также оказывает опосредованное воздействие на фондовые индексы. Положительное воздействие на сам индекс оказывает увеличение доходов населения, а отрицательное воздействие — рост уровня цен и безработицы в экономике.

Наибольшее внимание индексу розничной торговли уделяют в странах с высокой долей расходов домохозяйств в ВВП (например, в США, Великобритании, Бразилии, Италии). Наименьшее значение данный индикатор имеет в развивающихся странах-экспортерах (например, в Китае, Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре), где большее влияние оказывают прочие составляющие ВВП.

На графике ниже показана динамика значений индекса розничной торговли в различных странах мира.



Из-за кризиса, ограничений и локдаунов в первой половине 2020 года во всех странах произошло обвальное сокращение розничной торговли, так как потребители не могли приобретать товары и услуги, как они делали это в нормальное время.

Индекс розничной торговли может рассчитываться в годовом и месячном выражении.

Индекс в годовом выражении (YoY) показывает изменение оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего или базисного года. В большинстве стран индексы розничной торговли YoY считаются статистическими органами и центральными банками на ежемесячной основе (например, в США, России, Австрии, Эстонии, Польше, Германии, Швеции, Сербии, Турции, Венгрии). В ряде государств мира индекс розничной торговли в годовом выражении может рассчитываться ежеквартально (в Грузии, Макао, Новой Зеландии) и один раз в год (например, на Кубе).

Индексы в месячном выражении (MoM) отражают изменение объемов розничных продаж в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему месяцу. В качестве примеров можно привести индексы розничной торговли MoM в Бельгии, Канаде, Австралии, Великобритании, Вьетнаме, Греции.

В некоторых странах рассчитывают индексы розничной торговли без учета определенных видов продукции. Например, в США и Канаде в месячном выражении публикуется индекс розничной торговли без автомобилей. Особенность заключается в том, что число проданных автомобилей является достаточно изменчивой величиной, поэтому наиболее показательным является тот индикатор, в котором не учитываются продажи автомобилей. В Великобритании существует индекс розничной торговли без топлива, рассчитываемый с ежемесячной периодичностью.
Термины из этой же категории