В 2020 году маркетплейс Ozon на волне роста e-commerce провел успешное IPO, в рамках которого привлек $990 млн, а капитализация компании поднялась до $7,1 млрд. Рынок e-commerce все еще показывает стремительное развитие, параллельно с этим в России растет число компаний, заявляющих о грядущем IPO, в том числе из малого бизнеса. Теперь за Ozon могут последовать и селлеры, торгующие через маркетплейсы, — о таких планах уже заявила компания «Маркет Эксперт». Чем селлерам может быть полезен выход на IPO, будет ли этот выход удачным и к чему приведет в перспективе, рассказал генеральный директор компании «Маркет Эксперт» Сергей Кротков.Что происходит на российских маркетплейсахПо итогам 2023 года объем российского рынка e-commerce составил ₽7,8 трлн, согласно отчету Data Insight. И почти 80% заказов на нем пришлось на крупные универсальные маркетплейсы. Они стали главным драйвером рынка электронной коммерции.Из общего числа онлайн-заказов в 5,1 трлн единиц на универсальные торговые площадки в 2023 году пришлось 4 трлн единиц. Это в два раза больше, чем в 2022 году, и почти в четыре раза больше, чем в 2021 году.Лидерство рынка продолжают удерживать Wildberries и Ozon. Их суммарная доля в нише маркетплейсов увеличилась с 67% в 2022 году до 76% в 2023 году, а общий объем заказов вырос на 212 млн единиц — до 477 млн единиц.Кроме этого, развиваются нишевые онлайн-магазины и площадки с более узкой специализацией: например, fashion-ретейл — как Lamoda. Объем этого рынка в 2023 году прибавил 27% и составил около ₽600 млрд. По оценкам Data Insight, он растет стремительными темпами и уже к 2026 году может достичь ₽1 трлн.Быстрое развитие, рост их оборотов и числа заказов приводят и к увеличению количества селлеров. Большая их часть — индивидуальные предприниматели, доля которых составляет 70–80%. Увеличивается количество региональных игроков. А число активных селлеров, у которых в месяц есть хотя бы один товар в продаже, в 2023 году на Wildberries и Ozon стало больше на 6% и 7% соответственно.Но у этого быстрого развития и роста рынка есть обратная сторона медали: конкуренция среди селлеров на маркетплейсах растет. Строить продажи становится сложнее и дороже. И это замедляет темпы прироста числа селлеров, а также приводит к уходу части из них. В 2022 году с Wildberries и Ozon ушли 18,7 тыс. селлеров, или 13% от их общего числа. А в 2023 году — еще 13,9 тыс., или 10% от общего числа.Особенности инвестиций для селлеров и значимость частных инвесторовНа маркетплейсах в условиях высокой конкуренции выживает тот, кто быстрее растет. А одно из ключевых условий быстрого роста для селлеров — привлечение инвестиций. Активно и эффективно масштабироваться без притока внешних денег, только за счет прибыли, невозможно.Для того чтобы селлер успешно рос, его циклы работы — от оформления закупки до продаж — должны накладываться друг на друга. Следующую закупку нужно делать раньше, чем будет распродана партия из предыдущей. Эффективное привлечение инвестиций позволяет загружать китайские фабрики за счет объемов, занимать быстрее других новые ниши, попадать в топ-продаж.При этом способов привлечения денег у селлера не так много. С банками основной проблемой зачастую становятся долгие проверки и высокие процентные ставки, под которые можно получить деньги. Особенно сейчас, когда ЦБ сохраняет высокую ключевую ставку. При этом, если бизнес быстро растет, ему будет недостаточно лимитов, которые готов предложить банк.Для определения этих лимитов банк ориентируется на предыдущий период и смотрит не на самую большую цифру в нем. Если за предыдущий год бизнес делал ежемесячно ₽20 млн и под конец периода раз или два показал ₽50 млн, то банк откроет кредитную линию на ₽20 млн. А бизнес сейчас делает уже ₽50 млн и больше, ему этих ₽20 млн не хватит на развитие.Еще можно получать деньги и от самих маркетплейсов — как от Wildberries, так и от Ozon, если у селлера хороший оборот. Однако, как правило, у них очень высокие ставки, порой даже выше банковских. Можно постараться договориться на более низкий процент, но нет гарантий, что это удастся сделать легко и быстро.В результате чаще всего селлеры привлекают финансирование у частных инвесторов. На старте — у знакомых, семьи, друзей. Дальше — у сторонних лиц, которые поверили в селлера, убедились в его стабильности и готовы его поддержать за определенный процент доходности — годовой или ежемесячной. Но здесь есть большой риск роста стоимости привлеченных средств: ставка займа у физлица может достигать cотни процентов годовых.Поэтому селлерам становятся интересны другие механизмы привлечения частных средств — выпуск ЦФА, облигаций и выход на IPO. «Маркет Эксперт» и выход на IPOВ 2025 году компания «Маркет Эксперт», которая занимается закупкой, доставкой из Китая и продажей товаров в России, планирует провести IPO, разместить 15% акций и привлечь около ₽300 млн. Деньги будут направлены на развитие бизнеса: на увеличение оборотов, развитие логистики, своей ИТ-платформы, открытие новых каналов сбыта. Для «Маркет Эксперт» публичное размещение компании — это возможность продемонстрировать свою эффективность и продолжить рост интенсивными темпами.Первой степенью публичности до IPO станет выпуск ЦФА (цифровых финансовых активов) на ₽100 млн. Это прототип облигаций, который выпускается по закрытой подписке для квалифицированных инвесторов. Выпуск ЦФА позволит компании повысить свою прозрачность и сформировать доверие у частных инвесторов, понять оценку «Маркет Эксперт» рынком и справедливую цену для акций, а значит, провести успешно IPO.В рамках подготовки к IPO «Маркет Эксперт» планирует выпустить ЦФА в четвертом квартале 2024 года. Сумма варьируется от ₽50 млн до ₽100 млн на год. Ставка ожидается в районе 26–27%. На данный момент компания выбирает оператора из платформ: крупных банков, бирж и специализированных платформ, которые ориентированы на выпуск ЦФА.