Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
Глоссарий

Consumer confidence | Потребительская уверенность

Потребительская уверенность – это макроэкономический показатель, рассчитываемый на основании опроса потребителей и показывающий ожидания населения касательно экономической ситуации в стране. Индекс отражает уверенность потребителей в стабильности экономики и позволяет оценить уровень их материального благосостояния, покупательной способности и доверия к рынку.

Респондентам в ходе опроса обычно задают вопросы об общем уровне развития экономики страны, о ситуации с занятостью и безработицей, об уровне цен, об их финансовом положении. На все вопросы дается один из вариантов ответа: «определенно положительно», «определенно отрицательно», «скорее положительно», «скорее отрицательно» или «нейтрально». Согласно методике Европейской комиссии, рассчитываются частные и обобщающие индексы потребительской уверенности. Частные индексы представляют собой разницу между суммой долей положительных и отрицательных ответов по определенному вопросу, а обобщающие индексы считаются как среднее арифметическое значение всех частных индексов.

Высокие значения индекса потребительской уверенности говорят о позитивных тенденциях в развитии экономики страны. Если значения данного показателя снижаются, то это может говорить об ухудшении ситуации в экономике, когда потребители начинают в большей степени сберегать, нежели тратить свои средства.

Индекс потребительской уверенности указывает производителям на то, увеличивать им объемы своего производства или наоборот сокращать. Кроме того, рост потребительской уверенности может служить сигналом для инвесторов начать вкладывать свои ресурсы в определенные виды финансовых инструментов.

Данные по индексу потребительской уверенности могут публиковаться ежемесячно (например, в США, Канаде, Дании, Аргентине, Хорватии, Чехии, Венгрии, Португалии, Люксембурге, Ирландии) и ежеквартально (в России, Египте, Индии, Норвегии, ОАЭ, Швейцарии, Вьетнаме). Значения показателя измеряются в пунктах и рассчитываются органами статистики (например, в Словакии), центральными банками (например, в Бельгии), а также исследовательскими университетами (в США индекс считается Мичиганским университетом) и Европейской комиссией (например, в Еврозоне).

На графике ниже представлена динамика значения индекса потребительской уверенности в странах из разных регионов мира за период с 2016 по 2021 гг.

Термины из этой же категории