Вы находитесь в режиме подсказок Выключить
Глоссарий

Rating Agency | Рейтинговое агентство

Категория — Кредитные рейтинги
Рейтинговое агентство — организация, занимающаяся оценкой кредитоспособности эмитентов и инвестиционного качества выпускаемых ценных бумаг, в результате которой эмитентам присваиваются кредитные рейтинги.

Всего в мире осуществляют свою деятельность около 100 рейтинговых агентств, которые делятся на международные и национальные рейтинговые агентства. Выделяют три наиболее авторитетных агентства, называемых «большой тройкой»: Fitch Ratings, S&P Global Ratings, Moody’s Investors Service.

Особенности:

• присваивает рейтинги эмитентам обязательств или ценных бумаг: суверенным государствам, местным органам власти, компаниям специального назначения, коммерческим и некоммерческим организациям;
• не осуществляет оценку кредитоспособности физических лиц;
• присваивает рейтинги ценным бумагам: облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, коммерческим бумагам, привилегированным акциям и структурированным финансовым продуктам;
• присваивает рейтинг в форме буквенной оценки, отражающей вероятность того, что заемщик сможет вернуть основную сумму долга и начисленные проценты;
• помимо рейтинга заемщика публикует также прогноз:

• позитивный — при наличии вероятности положительных изменений и возможности повышения рейтинга;
• стабильный — ожидается сохранение рейтинга неизменным;
• негативный — при наличии вероятности отрицательных изменений и возможности понижения рейтинга.



Преимущества:

• рейтинговые агентства присваивают меры риска для различных организаций, что позволяет инвесторам получить независимое мнение о кредитном риске каждого заемщика, который, в свою очередь, может получить доступ к заемному финансированию без необходимости оценки со стороны каждого кредитора;
• инвесторы имеют доступ к актуальной информации о надежности своих вложений, поскольку платежеспособность заемщика оценивается агентством на протяжении всего периода сотрудничества;
• рейтинги агентства используются банками для определения премии за риск, взимаемой по кредитам и облигациям. Низкий кредитный рейтинг приводит к увеличению процентной ставки по долговым обязательствам;
• высокий кредитный рейтинг позволяет получить доступ к крупным инвесторам;
• на страновом уровне благоприятный рейтинг может способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в страну.

Недостатки:

• отсутствие конкуренции на рынке кредитного рейтингования: большую долю занимают компании «большой тройки»;
• наличие международной шкалы и национальной, не ограниченной суверенным рейтингом страны;
• медленная скорость реакции на события и ошибочные оценки рейтинговых агентств могут спровоцировать кризисные явления. Так, присвоение высокого кредитного рейтинга ценным бумагам с ипотечным покрытием, которые оказались инвестициями с высоким риском, стало одной из причин финансового кризиса 2008 года;
• противоречивость результатов разных рейтинговых агентств;
• конфликт интересов между рейтинговыми агентствами и эмитентами ценных бумаг, которые оплачивают предоставление рейтинговых услуг и заинтересованы в положительной оценке;
• политическая ангажированность.
Термины из этой же категории