Инфляционное таргетирование - это режим, при котором органы денежно-кредитного регулирования, которые выполняют функции центрального банка, устанавливают целевые значения по
инфляции на определенный период времени.
По состоянию на конец 2021 года в мире насчитывается 55 стран, в которых применяется режим таргетирования инфляции. Кроме того, инфляция таргетируется в целом по
Еврозоне.
В большинстве стран центральные банки устанавливают целевые ориентиры (таргеты) по уровню
общей инфляции в годовом выражении, которая показывает изменение уровня потребительских цен относительно аналогичного периода годом ранее. В качестве примеров стран, в которых таргетируется общая инфляция, можно привести
Австралию,
Канаду,
Норвегию,
Россию,
Украину,
Казахстан,
Польшу,
Замбию,
Индию. В некоторых странах, например, в
Уганде, таргетируется
уровень базовой инфляции в годовом выражении, отражающий изменение уровня потребительских цен за исключением товаров и услуг, подтверждённых влиянию сезонности, по сравнению с таким же периодом предыдущего года.
В
США Федеральная резервная система устанавливает целевое значение по
индексу расходов на личное потребление (Personal Consumption Expenditures), с помощью которого анализируется рост цен по широкому перечную товаров и услуг, которыми пользуются американские потребители. В Еврозоне
Европейский центральный банк (ЕЦБ) таргетирует
гармонизированный индекс потребительских цен, который в отличие от ИПЦ не учитывает вмененную аренду.
Если инфляция устойчиво превышает таргет, то это говорит о повышении инфляционных ожиданий населения, угрожает
экономическому росту, стабильности валютного курса, динамике рыночных процентных ставок и сигнализирует о необходимости повышать ставку ЦБ для стабилизации цен. Если инфляция ниже целевого значения, то это может служить сигналом о необходимости снижения ставки или применения иных мер денежно-кредитной политики для ее стимулирования.
Центральный банк может устанавливать таргет по инфляции в виде конкретного значения, например, в
России, где цель по
инфляции находится на уровне 4%, в
Республике Корея,
Великобритании и
США с таргетом в 2% или в
Исландии с целевым значением 2,5%. В ряде стран центральные банки позволяют инфляции колебаться в пределах определенного диапазона значений. Например, такая практика по состоянию на конец 2021 года применяется в
Израиле (таргет по инфляции составляет 1-3%),
Уругвае (с таргетом 3-7%), на
Ямайке (с таргетом 4-6%), в
Турции (3-7%) или
Чехии (1-3%). В
Швейцарии и Еврозоне центральные банки устанавливает таргет по инфляции на уровне ниже определенного значения (менее 2%).
На графике ниже можно ознакомиться с тем, как менялись значения по инфляции и ставкам рефинансирования в некоторых странах, где применяется режим таргетирования инфляции.
В
Колумбии в сентябре 2021 г.
инфляция в годовом выражении составила 4.51%, превысив таргет, установленный на уровне от 2 до 4%. В
Великобритании инфляция также превысила целевое значение в 2% и равнялась 3.1%.
В начале каждого месяца
Группа компаний Cbonds публикует ежемесячное исследование Cbonds monthly research. Countries with inflation targeting по странам с режимом инфляционного таргетирования, в котором анализируются соответствие инфляции целевым значениям, а также ставки центробанков, действующие в данных странах. Данное исследование позволяет отследить и текущие тренды по мировой инфляции, и динамику процентных ставок.